СТАТЬИ ПО ПОРОДЕ КОЛЛИ КОЛЛИ В ДОВОЕННОМ ЛЕНИНГРАДЕ (1880-1940)


КОЛЛИ В ДОВОЕННОМ ЛЕНИНГРАДЕ

(1880-1940 г.г.)

(Статья опубликована в КИР'93)

 

            Колли – одна из красивейших пород собак, без сомнения, очень популярная в мире. Это типичная легкая и подвижная европейская овчарка, в течение многих веков разводившаяся не как охранная, а как пастушья собака. Сильная и элегантная, красивая и умная, она быстро привязывается к человеку и великолепно поддается дрессировке.

            Временем подлинного расцвета колли был период конца прошлого – начала нынешнего века, когда порода вошла в моду и в Англии, и в Европе. Примечательно, что эта светская салонная собака одновременно считалась одной из лучших служебных собак. В Германии она использовалась в военном деле, во Франции и в Америке – на службе в полиции, где, по отзывам, работала очень успешно.

            Затем наступило время новой служебной породы – немецкой овчарки, которая была не столь чувствительна в обращении, неприхотлива, ее шерсть не требовала столь тщательного ухода. Колли же, невзирая на все свои прекрасные рабочие качества, отныне, в основном и преобладающе, стали собаками для себя, для семьи, или же, в малых количествах, оставались собаками для пастушьей службы, не отличавшимися высокой породностью.

            О разведении шотландских овчарок в России до 1917 г. известно чрезвычайно мало. Достоверно известно, что около 400 колли было закуплено  для  российской армии в Англии, и позднее они использовались как  санитарные собаки в русско-японскую войну. Естественно, это не могли быть собаки высокого класса, но это, безусловно, были колли со всеми особенностями этой породы. Какое-то количество этих собак попало и в руки любителей, так как всегда некоторые животные бракуются по своим рабочим качествам.

            Известно, что колли содержались и при императорском дворе, причем они были подарены царской семье  их родственником – императором Германии. Собаки эти числились по придворно-конюшенному ведомству, и одна из них каким-то чудом сохранилась до того времени, когда породой опять смогли заняться любители. Известна ее кличка – ДЖЕЛЬМА (родословная не сохранилась). В таком виде она и присутствовала в родословных более поздних пометов.

            Сохранившиеся каталоги выставок собак, практически все, посвящены охотничьему собаководству, которое всегда было чрезвычайно популярным и престижным в России. Это фактически означает, что выставки собак других пород, а значит и их развитие, были очень незначительными по сравнению с охотничьими. Но по некоторым косвенным данным можно предположить, что в России эта порода все же разводилась любителями,  и были даже отдельные питомники или, как они тогда назывались, заводы.

Банзай, р.1917

            Из истории этой породы в Финляндии известно, что там были питомники, проводились выставки и завозились производители из-за границы. Так, на выставке 1899 г. в Хельсинки 1-е место получил кобель по кличке LORD ABERDEEN. Примерно тогда же  упоминается кобель CROSSHILL GLEN (Doon River + Crosshill Mattie), и в 1910 г. – кобель LADDIE, полученный от импортного производителя PARBOLD PROSPECT (Parbold Provost + Preesteen Peggy) и VERONICA (Bissby Briton + Verona). Исходя из того, что Финляндия тогда была провинцией Российской империи и находилась в непосредственной близости к Санкт-Петербургу, можно предположить – что считалось заслуживающим внимания в России и, в частности, в Петербурге, было и развивалось на ее окраинах. Сюда же можно присовокупить то, что Россия конца прошлого и начала нынешнего века была бурно развивающейся и богатой страной, а поскольку колли в это время стала модной собакой в Англии и Европе, то вряд ли эта мода обошла стороной нашу страну и, прежде всего, две столицы – Москву и Петербург. Небезынтересно, кстати, что послереволюционное разведение колли было долгое

время сосредоточено в этих двух городах, а также в Киеве.

            Очень немногие имеющиеся фотографии и книги говорят о том, что собаки этой породы до революции были в России чрезвычайно разнородны по качеству, что, впрочем, скорее правило, чем исключение, когда молодая (в период становления) порода становится модной. Наряду с довольно тяжелыми собаками были и такие радующие глаз, например, довольно породный для своего времени БАНЗАЙ. Любители колли того времени ориентировались в своем разведении на те описания породы, которые были даны в справочниках пород собак начала века. Вы можете ознакомиться с одним из таких описаний - Стандарт 1989 г.

            Приводимые далее данные о развитии породы в послереволюционные годы касаются практически только Ленинграда, так как данных о разведении колли в других городах у нас нет.

            После периода 1917-1920 гг. остались отдельные собаки, и очень немногие из них имели родословные или хотя бы известных предков. Но все-таки уже в 1924 г. были получены и зарегистрированы первые пометы, хотя настоящей клубной работы с породой еще не велось. В 1928 г. был выпущен первый каталог, в котором было записано 8 собак породы колли.

            Далее мы попытаемся проследить разведение породы на примере образования и развития отдельных семейств колли в Ленинграде  до 1940 г.

            В 1924 г. от собак неизвестного происхождения РОБ-РОЯ (вл.Харлампьев) и ЛЕДИ (вл.Хоменко) были получены РАЛЬФ (вл.Хоменко) и, видимо тогда же, – РОБ-РОЙ (вл.Косцова)* . Ральф по описанию был довольно посредственен, но дал два помета – в 1934 г. от неизвестной по происхождению ДЭЗИ (вл.Солдатов), из потомства которой никто далее в разведении использован не был; и в 1927 г. – от ЛЕДИ (вл.Тамбовцев). Эта вязка интересна тем, что от полученной в этом помете СТЭЛЛЫ (вл.Грошев) через ее дочь и внучку было образовано в 1938 г. довольно большое семейство "БИГЭЛ"; принадлежащая к нему БИНАЙТ-БИГЭЛ со своей дочерью ГИЛЛИ были сохранены во время блокады и дали первые послеблокадные пометы.

            О Роб-Рое (вл.Косцова) практически ничего не известно, не осталось ни его фотографий, ни описаний. Известно только, что он дал один помет с ДЖИЛЬДОЙ, ведущей свой род от собак царской семьи. От полученного из этого помета НОКСА (вл.Бак) и БЬЮТИ (вл.Неудачина) в 1927 г. родилась БЕТТИ (вл.Родионова) – родоначальница другого большого семейства "БЕТДЖОЙ"(1934 г.). О собаках этого семейства будет сказано немного позднее.

            В 1924 г. из Москвы был привезен кобель по кличке КОЛЛИ (вл.Ботвиник) – в будущем золотой медалист и призер. Очень интересна его дочь ЭДИТ (вл.Басс), которая от своей единственной вязки с ДЖЕККИ-СОЛНЫШКО (вл.Демина) дала знаменитое по тем временам потомство. Сын Колли и ДИАНЫ (вл.Ботвиник) – ЧАРЛИ (вл.Румянцева), невзирая на свои недостатки (сильно выдающиеся надбровные дуги, широко поставленные уши, светлые глаза, мягкая спина), оставил довольно неплохое потомство. Его сестра ЖАННА (вл.Гельвиг) была намного породнее, но, к сожалению, в разведении следа не оставила.

            В 1925 г. была получена сестра Колли – КУНДРИ (вл.Холодная), которая стала прародительницей знаменитого СТЭНА (вл.Васильева), проявившего себя как явного улучшателя породы. По выставочным описаниям он имел великолепную голову с прекрасными линиями лба и переносицы, очень темные глаза правильной формы, типичные уши, очень хорошо одет для своего времени.

            Упомянутый ранее БАНЗАЙ (вл.Мейбом) - один из тех немногих собак, которые сохранились в революционные годы и о происхождении которых хоть что-то известно. По своим качествам он, конечно, был приветствуем в послереволюционном разведении. Очень продуктивным был помет от БАНЗАЯ и ввезенной из Венгрии АЗЫ (вл.Мейбом), полученный в 1925 г, собаки которого активно использовались в дальнейшем разведении. Один из них – Чемпион ДЖЕККИ-СОЛНЫШКО (вл.Демина) был многократным призером выставок и оставил большое и разнообразное потомство.

            Наиболее известной дочерью Джекки-Солнышко была ДЖОЛЛИ (вл.Мулыгин), давшая три помета от разных кобелей. Собаки от двух последних ее вязок не использовались – помешала война. Самым интересным и продуктивным ее сыном был ДЖОН (вл.Мулыгин). Его брат ДЭНДИ-РЭД (вл.Родионова), немного уступавший ему по качеству головы, потомства не дал. А от Джона было  получено большое и интересное потомство. Отцом Джона и Дэнди-Рэда был один из интереснейших кобелей послереволюционного периода – ДЖОЙ (вл.Троицкий), 1925 г.р., происходивший от ввозного из Англии кобеля по кличке МИРОШКА (вл.Троицкий). Сохранилось краткое описание Джоя, данное на Всесоюзной выставке 1930 г.: прекрасного правильного типа голова с правильно поставленными ушами и темными глазами, безукоризненный ход, богато одет. Помимо своих званий Джой имел прекрасное потомство.

            Таким образом, в конце 30-х годов в Ленинграде основной "тон" в породе задавали несколько семейств: "БИГЭЛ" (1938 г.), "БЕТДЖОЙ" (1934 г.) и разросшиеся от них семейства "УЭЛБРЭД" (1937 г.), "НОБЛ" (1936 г.), "ШЕТЛЭНД" (1936 г.), "ГАРФРИК" (1936 г.) и происходящее от последнего семейство "РИЧ"(1938 г.), а также собаки от ДЖОЛЛИ, не имевшие заводских приставок.

            В каждом семействе в целом были некоторые, характерные именно для данного семейства, признаки, но в усредненной массе, судя по фотографиям и описаниям, тип породы выровнялся и закрепился. С современной точки зрения это были  крепкие собаки, костистые, хорошего формата, с массивными тяжелыми головами, средне одетые (с нашей точки зрения) и, безусловно, в породном типе колли. Большой проблемой оставались уши, среди которых часто встречались стоячие, а также "на хряще" – неправильные в основании, когда нижняя часть уха не стоит, а как бы косо заваливается на сторону. Проблемой, которая встала бы позже, была замкнутость разведения, хотя из нее уже намечались некоторые выходы: концентрирование кровей за счет близкородственных вязок некоторых выдающихся производителей и использование, даже в 30-е годы, отдельных собак неизвестного происхождения, с жестким отбором в потомстве. Например, двукратное использование в 1939 г. привезенного из Москвы РЕКСА (вл.Зеленков), черного кобеля без  родословной: по виду типичный, с прекрасной головой, стоячими ушами, хорошего формата, жуткими рахитичными ногами и невероятно длинной шерстью падающего типа. Контакты с Московским и Киевским клубами также были попытками выхода из замкнутости разведения.

            Внутри каждого семейства были достаточно разные по породности собаки. Так были очень неплохи БИНАЙТ БИГЭЛ (вл.Родионова) и БААМИ БИГЭЛ (вл.Корчевский), по описанию последняя была: изящная красивая сука легкого типа, рост 54 см, голова отличная, узкая с прямыми линиями лба и переносицы, глаза черные правильной формы, уши косо согнуты, прекрасные ноги, хорошо одета; оценка в 1939 г. - "1-е оч.хорошо", приз. БРУКЛЕТ БИГЭЛ (вл.Голубовская) была описана как простоватая, а БРАЙТОН (вл.Васильева), БРОЛИ (вл.Снежкова) и БАРА БИГЭЛ (вл.Николаев) имели оценку "хорошо". Из этого семейства использовалась только БИНАЙТ БИГЭЛ (вл.Родионова), давшая один помет от КАНИСА ГАРФРИК (вл.Боскес), от которого уцелела только ГИЛЛИ (вл.Родионова). В 1944 г. от ГИЛЛИ и ЛАМБЕРТА УЭЛБРЭД (вл.Пажитнова) было получено довольно хорошее первое послевоенное потомство.

            Семейство "ГАРФРИК" образовала ФРИККА (вл.Дойников) от ГАРОЛЬДА БЕТДЖОЙ (вл.Дойников). Сама Фрикка была найдена, но по типу ее считали происходящей от мейбомовских собак, предположительно от Джекки-Солнышко. Разброс оценок собак семейства "ГАРФРИК" и собак происходившего от него семейства "РИЧ" был от призовых мест до "удовл.". Например, КЕНТ ГАРФРИК (вл.Серк) и КРЭГС ГАРФРИК (вл.Егорова Н.К.) имели призовые места, а белый МЭЙ РИЧ (вл.Черткова) – только "удовлетворительно" за неполную маску, что тогда  строго  наказывалось. КЭМЛИТ ГАРФРИК (вл.Фридман) в 1940 г. дала помет от СТЭНА (вл.Васильева), из которого осталась только проданная в Москву КЭНДИ (вл.Кожина), от чьей дочери КЛЭРЭТ был получен прекрасный кобель КАРИОН, проданный обратно в Ленинград и с успехом демонстрировавшийся на выставках.                                         

            О потомстве ДЖОЛЛИ (вл.Мулыгин) от ДЖОЯ (вл.Троицкий) было сказано выше. В 1936 г. она дала помет от ДЖОЯ-КРАСАВЧИКА (вл.Колчевский) – Джекки-Солнышко + Эдит, – собаки из которого практически не выставлялись. Единственный выставочный РАУДИ (вл.Инкина) выставлялся три раза, имел "1-е оч.хорошо", дважды призер: голова хорошего типа, хотелось бы меньше перелома.

            Еще один помет от ДЖОЛЛИ и ГРААЛЯ БЕТДЖОЙ (вл.Милешко) был получен в 1937 г. – 9  щенков, из них лучшим был РИДИНГ (общий вид прекрасного кровного кобеля, исключительного по красоте, портят слабые на хряще уши, голова исключительная по форме и линиям, прекрасного формата, отличные ноги, богато одет). Потомства ни от кого из них не было получено – помешала война.

            И, наконец, семейство "БЕТДЖОЙ". В целом, собаки этого семейства были высоко оценены на выставках и практически все использовались в разведении, хотя "отлично" имела только ГАБЕДЖЕН БЕТДЖОЙ (вл.Горский), все остальные – только "оч.хорошо", но неоднократно награждались призами. ГРААЛЬ БЕТДЖОЙ (вл.Милешко) был белым с маской с очень желательным для колли милым выражением. Его близкородственные вязки (с ГУЙНИВЕР и ГАБЕДЖЕН) были полностью благополучны: ни уродов, ни мертворожденных. Такой инбридинг преследовал своей целью не столько улучшение породы, сколько закрепление белого цвета. От ГУЙНИВЕР и ГРААЛЯ был получен прекрасный ЛАМБЕРТ УЭЛБРЭД (вл.Пажитнова), сохранившийся во время войны и давший первое послевоенное потомство.

            Две суки семейства "ШЕТЛЭНД" от Габеджен Бетджой: ТАЙГРЕСС ШЕТЛЭНД (вл.Эверт) – от Джефри, и ТРИММИНГ ШЕТЛЭНД (вл.Ткаченко) – от Грааля Бетджой, были повязаны в 1939 г. с уже упоминавшимся кобелем без родословной РЕКСОМ (вл.Зеленков), и это потомство не отличалось высокой породностью. Благодаря своим рабочим качествам из них выделялся только ДЕКОЙТ – МИНОИСКАТЕЛЬ ДИК. Еще две суки от Габеджен: ТАЙДИ ШЕТЛЭНД (вл.Елизарова) – от Джефри, и ТРУВАЙ ШЕТЛЭНД (вл.Квин) – от Грааля Бетджой, были повязаны в 1939 г. ДЖОНОМ (вл.Мулыгин). Щенки этих пометов были в типе родителей и имели оценки "оч.хорошо" и "хорошо", в основном за грубость и завал хвоста на спину.

            Другая сука семейства "БЕТДЖОЙ" – ГИННИ БЕТДЖОЙ (вл.Михайлов) – была повязана в 1936 г. с ЧАРЛИ (Колли+Диана, вл.Румянцева). Среди этого потомства были и очень хорошие для того времени собаки, такие как НЭКЛЭС НОБЛ (вл.Романова), и очень посредственные, такие как НАЙТ НОБЛ (вл.Дятлов) и НИВИС НОБЛ (вл.Егорова Н.К.). В 1939 г. от дочери Гинни Бетджой – НЕРИСС НОБЛ (вл. Гольдфарб) и СТЭНА (вл.Васильева) была получена ДАУРИ (вл.Куприянова), которая пережила войну. По описанию выставки 1940 г. это была типичная хорошая сука, недостаточно еще развившаяся, голова с прекрасными линиями, глаза очень темные, уши типичные, хорошо поставленные, хороший формат, хорошие ноги.

            После войны от всего ленинградского поголовья остались: ЛАМБЕРТ УЭЛБРЭД (вл.Пажитнова), ТАУРУС ШЕТЛЭНД (вл.Родионова), БИНАЙТ БИГЭЛ (вл.Родионова), ДАУРИ (вл.Куприянова), ФЕРРИ (Джон + Трувай Шетлэнд), ДЕКОЙТ – МИНОИСКАТЕЛЬ ДИК (принадлежал военной части) и ГИЛЛИ (вл.Родионова), которая погибла после родов, успев дать хорошее потомство от ЛАМБЕРТА УЭЛБРЭД.

            На этом материале и развивалась порода в Ленинграде после войны.

  

А.Ю.


* В то время одни и те же клички повторялись довольно часто и различать собак приходится по фамилиям владельцев.

 


© Collie-Revue.ru, editor@zoocourier.ru